Вернуться к списку
Как вторая мама
Как вторая мама
10.03.2020

История женщины синвалидностью, которая учит быть сильным.

Внебольшой песочнице играется маленькая миленькая девочка, кней подходят несколько ребят, которые живут пососедству. Они больше еевдва раза. Злые ребятишки стали еедразнить иобзывать. Малышка непонимала, зачто они так— ейбыло обидно, грустно истрашно. Оказалось, они издевались над ней из-за еевнешности. Они видят еенетакой как все, потому что унее проблемы сопорно-двигательным аппаратом. Ее«особенности» являются для них поводом для агрессии.

Наш герой— Захира Бегалиева прошла через эту жизненную ситуацию. Она преодолела имногие другие барьеры. Теперь она неждет, пока еепроблемы решат. Аделает все сама. Она пережила бесконечное число операций, поборола комплексы идобилась улучшения прав для людей синвалидностью.

Сейчас она помогает ипередает свой опыт молодым людям сособенностями. Захира является руководителем иавтором проекта инклюзивного молодежного лагеря «ITeachMeстирает границы». Пока еесердце бьется— она неостановится.

Детство июность

Захира Бегалиева родилась вЮжно-Казахстанской области, вселе Георгиевка. Она росла вмногодетной семье. Родные относились кней особенно, окутывая любовью изаботой. Унее есть три сестры идва брата. Вдетстве старший брат всегда защищал ееотнападок сверстников. Поеесловам, онделает это напротяжении всей жизни.

Из-за нескольких операций она пошла вшколу нагод позже. Позднее поступление нестало для нее проблемой— она училась хорошо. Родители отдали Захиру вшколу-интернат спроживанием, потому что школа вееселе находилась далеко. Идти ейодной было сложно. Винтернате она училась вместе сособенными детьми. Проблем собщением небыло.

После окончания школы она исполнила свою мечту— поступила впедагогическое училище. Там иначались первые серьезные проблемы. Появились комплексы.

—Тогда мне казалось, что ядолжна быть лучшей. Потому что яотличалась отдругих,— откровенно говорит Захира Бегалиева. —Япроводила много времени вбиблиотеке, училась больше других. Ноблагодаря своим подругам изгруппы ясмогла пересилить это. Они ниразу недали мне ощутить себя «другой».

Тогда небыло инклюзивного образования. Люди помогали друг другу наинтуитивном уровне. Вучилище учитывали состояние Захиры ипереносили занятия счетвертого этажа напервый. Несмотря навсе проблемы, она окончила училище скрасным дипломом ирешила исполнить свою другую мечту— работать учителем.

Проблемы вработе

—После окончания явернулась всвое село. Начала работать учителем вместной школе. Ноянепроработала там долго. Через некоторое время поняла одну вещь. Профессия учителя требует нетолько интеллектуальных навыков, ноифизических. Например, вэтой работе нужно уметь петь или танцевать. Также мне нужно было целый день стоять удоски,— делится она своими воспоминаниями.

Втот момент она поняла, что, выбирая работу, нужно учитывать свои физические особенности. Такой совет она дала одной изсвоих подопечных изинклюзивного лагеря «ITeachMe».

—Мне часто звонят ребята, скоторыми меня связала жизнь. Одной ночью, часа втри мне позвонила девочка, которая передвигается наколяске инеможет обойтись без посторонней помощи. Она также, как ия, мечтала поступить впедагогический. Еемечта— стать учителем истории. Нояейчестно сказала: «Это классно, нотыдолжна знать, что это требует колоссальных усилий. Тыдолжна будешь много передвигаться. Отучишься 5лет иможешь потерять время».

Она передала ейсвой опыт иподелилась решением проблем, скоторыми столкнулась сама Захира. Девочка согласилась сней. Она поступила напрограммиста иуже имеет небольшой успех вэтом деле.

Борьба заправа людей синвалидностью

В90-е было трудно. Уволившись изшколы, она переехала вАлматы. Там начала искать работу, накоторой нетребовалась физическая подготовка. Она работала страховым агентом, родила сына ипережила развод. Ноэто еенесломило. Она всегда поднималась наноги ивоспитала сына.

—Втот период японяла одну простую, новажную вещь. Мывсегда бьемся засвои права. Мыхотим создать для себя комфортные условия проживания. Требуем этого отгосударства, общества идаже соседей. Ноэтого мало,— уверяет она. —Чтобы наша жизнь стала лучше, мысами должны прикладывать кэтому усилия.

Помнению Захиры, самое главное ниоткого независеть. Нужно уметь использоватьто, что умеешь. Иневажно, ктоты. Важно пользоваться знаниями.

—Ясчитаю, что надо делать акцент ненатом, что неможешь, анатом, что получается лучше всего,— добавила она. —Все наши мероприятия инаш лагерь проходит под этой эгидой— Давай разберемся, что тыможешь, идавай это использовать. Ато, что неможем, мыпопробуем восполнить это спомощью государства или общества.

Помощь другим

В2017 году Захира Бегалиева получила степень магистра вAlmaU.

—Тогда мне дали хороший «пинок», чтобы явышла иззоны комфорта. Иэто сработало,— продолжает она. —Яначала пробовать себя вдругих сферах. Например, как предприниматель. Благодаря этому, ясама встаю наноги ипомогаю другим.

«Что выделаете для людей синвалидностью?». Такой вопрос когда-то задали Захире. Она считает, что это неправильный вопрос. Потому что она неделает что-то для других. Она делает это вместе сними.

—Тут есть огромная разница. Ведь часто, когда мыкому-то что-то делаем, тосами для себя считаем, что ему это нужно. Нокогда мыделаем совместно, мыделаемто, что нужно нам. Мытворим исоздаем вместе. Люди синвалидностью— это небеспомощные люди, это такиеже люди, как ивсе,— делится Захира.

Кроме того, она считает благотворительность хорошим делом. Нотолько для точечных случаев.

—Благотворительность хорошо— когда человеку жить негде иему люди помогают купить жилье. Новсе время заниматься одним итемже— это неочень хорошо,— продолжает она. —Приведу пример: «Выголодаете. Вам дали мешок картошки. Выкушаете еекакое-то время. Через месяц мешок кончается, ивыначинаете опять голодать. Тоесть проблема осталась. Ноесли человеку дать знания выращивать картошку, тоэто решит проблему».

Захира вдохновляется победам своих подопечных. Когда они чего-то добиваются, хоть даже маленьких побед, она очень рада.

—Меня также увлекает ито, что напроекте ITeachMe все друг кдругу относятся профессионально,— добавила она. —Нет опеки, оберега или переживаний. Они чувствуют себя комфортно.

Иногда язадумываюсь, что еслибы вмоей жизни небыло инвалидности? Какойбы ябыла? —размышляет она. —Думаю, что моя жизнь былабы как увсех. К25годам вышла замуж. Потом рождение 5-6детей. Работа вселе. Обычная жизнь.

Зато благодаря своей особенности Захира облетела полмира. Знает многих знаменитостей, среди которых Ник Вуйчич. Аеежизненная позиция, как иумногих людей: «Вносить свой вклад вразвитие общества, государства, идаже подъезда своего дома».

Отношение кподопечным

Ребята относятся кней как ковторой матери. Влюбое время суток еймогут позвонить ипопросить совет. Один раз ейнаписал подопечный. Онпреподавал вуниверситете изанимался робототехникой. Онуволился оттуда.

—Тогда онмне сказал «Мне стало плохо из-за этого. Уменя было столько возможностей, нояупустилих»,— рассказывает она. —Яответила, что влюбом случае онсможет получить поддержку отменя. Пока есть яинаш проект— мытебя поддержим.

Парню стало легче, ионнашел себя вдругой сфере, где добивается успехов. СЗахирой даже был случай, когда ейзвонил подопечный, который поругался сдевушкой. Она ему вшутку сказала: «Сегодня помолчи, ничего непиши. Завтра разберемся. Иногда нужно себе цену набивать».

Поеесловам, унее большой кредит доверия отребят. Иона очень бережет эти моменты.

Устойчивая программа «ITeachMe» стирает границы

Захира Бегалиева является руководителем иавтором лагеря. Она отметила, что теперь это непроект, аустойчивая программа. Втечение 10лет она охватит90% лиц синвалидностью трудоспособного возраста.

—Это стало возможно вомногом благодаря компании «Шеврон». Она поддерживает нас помногим аспектам. Особенно идеологически. Это для нас важно. Они нас обучают. Кпримеру, впрошлом году, благодаряим, япрошла целую медиа школу, итеперь ямогу написать классный пресс-релиз,— поделилась Захира.

Также вэтом году Захира сосвоей командой планируют создать платформу наоснове ITeachMe. Наней будет база видеоуроков. Более того, они сделают портфолио накаждого участника, окончившего лагерь. Это делается для рекламы ребят.

—Мыхотим создать имидж. Если ITeachMe рекомендует, то, значит, это того стоит,— заключила Захира.

Справка

Несколько сезонов инклюзивного молодежного лагеря «ITeachMe стирает границы» проходили набазе Корпоративного фонда «Ерекше таңдау-Шелек», при поддержке компании «Шеврон», Министерства труда исоциальной защитыРК иSamruk-Kazyna Trust.

Источник:optimizm.kz.