Вернуться к списку
Е. Оспанов проинформировал о цифровизации социально-трудовой сферы
Е. Оспанов проинформировал о цифровизации социально-трудовой сферы
03.03.2021

Вице-министр труда и социальной защиты населения РК Ербол Оспанов на брифинге в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК рассказал о проделанной работе по цифровизации социально-трудовой сферы и планах по улучшению качества услуг МТСЗН РК за счет использования современных технологий.

В начале своего выступления вице-министр сообщил, что на сегодняшний день в социально-трудовой сфере предусмотрено оказание 44 видов услуг, из них 40 услуг (91%) оказываются в электронном виде, 18 из которых проактивно.

«По итогам 2020 года оказано 12,4 млн услуг, из них электронно 7,8 млн услуг. В текущем году планируется долю автоматизированных услуг довести до 93%. Кроме того, в соответствии с поручением Главы государства, озвученным в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года, нами ведется работа по оцифровке процессов, связанных с назначением и выплатой пенсий и пособий», – проинформировал Оспанов.

При этом он подчеркнул, что, не смотря на то, что в период действия карантина и ограничительных мер практически все услуги МТСЗН РК переведены в электронный или в проактивный формат, доля оказываемых электронных услуг составляет в среднем 60%, проактивных – до 12%. В результате проведенного анализа были выявлены определенные сдерживающие факторы.

«К примеру, возьмем одну из самых востребованных услуг – назначение пособий по рождению ребенка. В 2020 году родилось почти 425,6 тыс. детей, из них проактивно назначено 58,3 тыс. пособий. Мы задались вопросом, почему так мало? Провели анализ, в результате которого выявили ряд сдерживающих факторов. Это – некорректные сведения по родственным связям, отсутствие регистрации номера телефона в базе мобильных граждан, отсутствие ответа на SMS-сообщение со стороны граждан, некорректные банковские счета, изменение жизненного статуса», – пояснил вице-министр.

В целях увеличения доли оказываемых услуг в электронном и проактивном формате совместно с заинтересованными государственными органами начата работа по изменению подходов и процессов оказания услуг населению, уже подготовлены предложения по трансформации и реинжинирингу оказания госуслуг.

«В целях удобства услугополучателей нами ведется работа по экстерриторильному приему заявлений на назначение пенсий и пособий. Теперь граждане вне зависимости от места нахождения смогут подать заявления на назначение пенсий и пособий в любом центре обслуживания населения. Поэтапный перевод услуг планируется запускать с 1 апреля текущего года», – добавил Оспанов.

Кроме того, вице-министр рассказал об исполнении поручения Президента РК по созданию благоприятных условий для лиц с инвалидностью, озвученного в конце февраля на заседании Национального совета общественного доверия.

«На сегодняшний день казахстанцам для установления инвалидности, оформления пособий, получения технических средств и услуг реабилитации приходится обращаться в различные инстанции. В целях исключения посещения инстанций, бумажной волокиты, а также контакта услугодателей с услугополучателями нами ведется работа над цифровизацией процессов. В частности, речь идет о заочном установлении инвалидности – заявитель будет обращаться только в медицинские учреждения, остальные процессы будут проходить без участия человека посредством интеграции информационных систем: назначение пособий, социальных услуг и технических средств реабилитации будет проводиться автоматически. Уже проведена интеграция всех необходимых информационных систем, осталось лишь завершить интеграцию с Министерством здравоохранения, это будет сделано в ближайшее время», – проинформировал Ербол Оспанов.

Он также напомнил, что в 2020 году запущен Портал социальных услуг (далее – ПСУ), который позволяет лицам с инвалидностью самостоятельно выбирать производителя и поставщика технических средств (далее – ТСР) и услуг реабилитации, а государство лишь возмещает поставщику их стоимость.

«Портал соцуслуг стимулирует снижение человеческого фактора, а значит и коррупционных рисков в данной сфере. Благодаря этой цифровой площадке стали прозрачными процессы очередности, сократились сроки поставки ТСР, поставщики заинтересованы оказывать свои услуги максимально качественно, чтобы повысить свой рейтинг. Есть, конечно, и сдерживающие факторы, такие как неполный охват интернетом в сельской местности, недобропорядочные поставщики товаров и услуг и ограниченное количество потенциальных поставщиков, но в этом направлении мы тоже работаем совместно с Министерством цифрового развития», – подчеркнул вице-министр.

В 2020 году на ПСУ была реализована возможность приобретения 24 из 55 видов ТСР, не требующих индивидуального подбора. Выдано 28,8 тыс. техсредств реабилитации. С 1 января 2021 года доступны уже 55 видов ТСР (67 с учетом разновидностей). Также через портал можно заказать услуги индивидуального помощника, специалиста жестового языка и санаторно-курортное лечение.

«Также мы работаем над созданием Цифровой карты семьи. Проект направлен на автоматическое выявление семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данные будут формироваться на основе интегрированных систем государственных органов по различным направлениям, таким как образование, экономические условия, здоровье, а также жилищные и социальные условия. Это позволит оказывать гражданам проактивно комплексные меры поддержки из различных сфер, не дожидаясь их обращения в инстанции, а также производить прогноз ухудшения социального состояния семьи через доступные индикаторы», – добавил Ербол Оспанов.

Вице-министр также проинформировал о совершенствовании работы портала Электронной биржи труда (далее – ЭБТ). Этот ресурс был запущен в 2018 году и аккумулировал вакансии, поступающие от работодателей, государственных центров занятости и частных агентств занятости, онлайн-площадок, а также резюме физических лиц. На портале работают 203 центра занятости, 54 частных агентства по трудоустройству, 4 онлайн платформы.

«В 2020 году через ЭБТ было трудоустроено более 532 тыс. человек, из которых 319 тыс. на постоянные рабочие места и 213 тыс. на временную работу. С начала текущего года с помощью ЭБТ нашли работу 101 тыс. человек», – сообщил он.

Кроме того, на ресурсе запущены новые сервисы, предоставляющие услуги центров занятости. Для жителей областных центров, городов областного, республиканского значения и столицы предоставлена возможность в онлайн режиме оказания таких услуг, как регистрация лиц, ищущих работу, и безработных, направление на рабочие места, субсидируемые государством (социальные рабочие места, общественные работы, молодежная практика), содействие в добровольном переселении.

«Также активно используется Единая система учета трудовых договоров (e-HR), в которой работодатели регистрируют трудовые договоры. Благодаря этому упрощается трудоустройство и повышается прозрачность, ведется мониторинг соблюдения трудовых прав граждан, автоматизируется кадровое делопроизводство. Система способна сформировать электронное личное дело и спрогнозировать потребности в трудовых ресурсах. На сегодня зарегистрировано уже 3,9 млн договоров, а также подключены 150 тыс. организаций, что составляет 70% от всех работающих. В текущем году перед нами стоит задача по регистрации не менее 85% трудовых договоров», – добавил Ербол Оспанов.

В завершение своего выступления он сообщил, что рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» МТСЗН РК ведется автоматизация процесса подтверждения социального статуса граждан и внедрение цифровых документов, как альтернативы бумажным.

«В 2020 году совместно с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности в мобильное приложение «eGov mobile» выведены цифровые документы «удостоверение пенсионера», «удостоверение кандаса», «социальный ID» (обобщенный документ по всем имеющимся статусам гражданина). В этом году будут оцифрованы документы члена многодетной семьи, удостоверения лица с инвалидностью, получателя адресной социальной помощи, безработного», – резюмировал Оспанов.